Preview

Вестник кибернетики

Расширенный поиск

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ В РАМКАХ ПОЛУЧЕНИЯ УСЛУГИ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА

https://doi.org/10.34822/1999-7604-2021-2-17-23

Полный текст:

Аннотация

Исследуется взаимодействие пользователя с информационной системой в процессе решения различных задач в рамках предоставляемой информационным сервисом услуги. Проведен обзор существующих моделей, наиболее близких к данной предметной области. Обоснована необходимость использования онтологической модели, определяющей данный процесс, участвующие в нем объекты и их взаимосвязь. Предложена оригинальная авторская онтологическая модель, разработан понятийный аппарат, взаимосвязи и представление элементов в графическом и табличном виде (пользователь, задача, информационный сервис, запросный сервис, управляющий сервис, игровой сервис, информационная система, база данных, взаимодействие, схема, модель, сценарий, интерфейс, форма, графический элемент). Определены пути дальнейшего исследования и практического применения полученных результатов.

Об авторах

П. А. Курта
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, Санкт-Петербург
Россия

E-mail: expert@kurta.ru



М. В. Буйневич
Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург
Россия


Список литературы

1. Антюхов В. И., Остудин Н. В., Ярошенко А. Ю., Черных А. К. Информационная потребность должностных лиц центров управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Обеспечение безопасности при чрезвычайных ситуациях : материалы VII Междунар. науч.-практич. конф. Санкт-Петербург, 2015. СПб., 2015. С. 70–71.

2. Волщуков Ю. Н., Волщуков М. Ю., Израилов К. Е., Романенко А. В. Визуализация информационного обмена в условиях концепции Industry 4.0 // Автоматизация в промышленности. 2020. № 8. С. 23–29.

3. Виткова Л. А., Израилов К. Е., Чечулин А. А. Классификация уязвимостей интерфейсов транспортной инфраструктуры умного города // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2020) : сб. ст. IX Междунар. науч.-технич. и науч.-метод. конф. Санкт-Петербург, 2020. Санкт-Петербург, 2020. С. 253–258.

4. Израилов К. Е. Визуализация многопризнаковых уязвимостей программного кода с помощью метода главных компонент // Вестник Санкт-Петербург. гос. ун-та технологии и дизайна. Сер. 1. Естеств. и технич. науки. 2020. № 1. С. 3–8.

5. Зарубин С. В., Морозов А. Н., Колесов К. В. К вопросу оценки качества пользовательских интерфейсов компьютерных программ // Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации : сб. науч. тр. 14-й Междунар. науч.-практич. конф. Юго-Запад. гос. ун-та. Курск, 2019. Курск, 2019. С. 72–75.

6. Покусов В. В. Формализация и определение корректности протокола информационно-технического взаимодействия (на примере интегрированной системы защиты информации) // Информатизация и связь. 2021. № 2. С. 55–68.

7. Трегубов А. С. Разработка адаптивных контекстозависимых интерфейсов с использованием онтологических моделей // Кибернетика и программирование. 2017. № 6. С. 50–56.

8. Прокопьева Л. А., Заварцева Е. В. Проблемы формирования ментальной модели пользователя в контексте эргономического проектирования интерфейса // Материалы XXI науч.-практич. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов Национал. исслед. Мордовского гос. ун-та им. Н. П. Огарева. Саранск, 2017. Саранск, 2017. С. 351–357.

9. Олимпиев А. А., Шерстюк Ю. М. Предложения по усовершенствованию модели интерфейса пользователя оперативно-технологического управления инфотелекоммуникациями // I-methods. 2015. Т. 7, № 1. С. 17–20.

10. Vaytsel N. S., Bubareva O. A. Models and Methods of Computer-Aided Design of the User Interface of Software Systems // Mathematical Modelling, Programming and Computer Software. Bulletin of the South Ural State University. 2019. Vol. 12, № 1. P. 122–128.

11. Беликова С. А. Использование модели деятельности пользователя в предметной области для проектирования пользовательского интерфейса // Информатизация и связь. 2020. № 6. С. 88–91.

12. Курта П. А., Коломеец М. В. Обобщенная классификация интерфейсов транспортной инфраструктуры «Умного города» // Вестник кибернетики. 2020. № 4. С. 6–13.

13. Курта П. А. Взаимодействие пользователя с информационной системой. Часть 1. Схема взаимодействия и классификация недостатков // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2020. № 8–9. С. 35–45.

14. Курта П. А. Взаимодействие пользователя с информационной системой. Часть 2. Алгоритмы обнаружения недостатков // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2020. № 10. С. 34–44.

15. Ломоносова Т.С. Информационный сервис важность информационных услуг в жизни человека // Теория и практика современной науки. 2015. № 2. С. 87–88.

16. Израилов К. Е., Обрезков А. И., Курта П. А. Подход к выявлению последовательности одноцелевых сетевых атак с визуализацией их прогресса эксперту // Методы и технические средства обеспечения безопасности информации. 2020. № 29. С. 68–69.

17. Фаткулин А. Н. Моделирование распределѐнных информационных сервисов // Информационные технологии моделирования и управления. 2007. № 1. С. 126–133.

18. Струев Д. А., Бондарев Н. В., Будков В. Ю., Басов О. О., Ронжин А. Л. Концептуальная модель многомодального интерфейса абонентского терминала // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Экономика. Информатика. 2016. № 23. С. 156–164.

19. Покусов В. В. Оценка эффективности системы обеспечения ИБ. Часть 1. Показатели и модели представления // Защита информации. Инсайд. 2019. № 2. С. 54–60.

20. Любчикова О. В. Типы интерфейсов и виды элементов // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 12–3. С. 121–124.

21. Буйневич М. В., Курта П. А. Методология исследования метода оптимизации информационного взаимодействия в аспекте решения задачи пользователя // Информационные технологии и телекоммуникации. 2019. Т. 7, № 4. С. 50–58.


Для цитирования:


Курта П.А., Буйневич М.В. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ В РАМКАХ ПОЛУЧЕНИЯ УСЛУГИ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА. Вестник кибернетики. 2021;(2):17-23. https://doi.org/10.34822/1999-7604-2021-2-17-23

For citation:


Kurta P.A., Buinevich M.B. ONTOLOGICAL MODEL OF USER INTERACTION FOR THE PURPOSE OF RECEIVING INFORMATION SERVICE. Proceedings in Cybernetics. 2021;(2):17-23. (In Russ.) https://doi.org/10.34822/1999-7604-2021-2-17-23

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-7604 (Online)